А упало, Б пропало. Что осталось?
О новых правилах лицензирования медицинской деятельности
3 июня опубликовано Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Это на моей памяти уже четвертое постановление Правительства, содержащее требования к организации медицинских услуг и медицинской деятельности.

Вступит в силу новое Положение 1 сентября 2021 года.

Однако уже сегодня можно посмотреть, что меняется и к чему готовиться руководителям работающих клиник эстетической медицины. Фокус в том, что лицензионные требования будут одновременно применяться и к тем, кто только получает лицензию, и к тем, кто под ней уже работает, может быть, десятилетия.

Так было и в 2012 году, когда вышло постановление Правительства №291, которое внесло несколько новых требований к лицензионной деятельности. Так происходит и сейчас.

Сегодня мы только рассмотрим нововведения, далее я обещаю, что буду писать о том, как эти требования реализуются на практике. Кстати, это собирается сделать и наш премьер-министр. Он поручил Минздраву проведение мониторинга правоприменительной практики реализации настоящего постановления и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 1 сентября 2022 г.

Первая радостная новость. Помним, что в проекте постановления https://emoskvicheva.ru/vse_smeshaetsya говорилось о переоформлении лицензий, не соответствующих новым требованиям.

Теперь читаем этот абзац в Положении и выдыхаем:

«Выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением».

То есть, если у нас в лицензии есть исключенные новым документом услуги, мы переоформляем лицензию, если есть, но они тождественны тем, что указаны в приложении к постановлению – ничего не трогаем, живем под прежней лицензией. И в самом конце постановления можно ознакомиться с этим самым списком тождественных работ (услуг).

А теперь к лицензионным требованиям:

Ошеломляющая новость. Настолько, что кажется, будто в новом Положении просто нечаянно ушли некоторые строки. Но нет, пересчитываю все по пунктам, все идет по алфавиту, как положено. А что же исчезло? А исчезли требования к руководителю медицинской организации!

То, с чем мы жили последние годы, когда от генеральных директоров требовали непременного медицинского образования, сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью и стажа по этой специальности не менее 5 лет!

Трудно поверить, что это так. Не с нашим, как говорится, счастьем…

Далее непринципиальные изменения, скорее связанные с тем, что требования к зданиям, сооружениям, медицинскому оборудованию, специалистам актуализируются и привязываются к другим нормативным документам, в первую очередь, к статьям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Но вот в Положении о лицензировании медицинской деятельности появляется требование о взаимодействии с Единой государственной информационной системой в здравоохранении:

размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о медицинских работниках (в федеральном регистре медицинских работников).

размещение информации в единой системе посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.

С первым требованием мы худо-бедно справились, большая часть частных клиник эстетической медицины уже зарегистрировалась в Федеральном реестре медицинских организаций и внесла сведения о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских работников (зачем это нужно и как это делать, читайте здесь https://emoskvicheva.ru/another_brick_in_the_wall

А второе требование, как его ни читай, как ни толкуй, а оно таки про медицинскую документацию, которая должна будет передаваться в Федеральный реестр электронных медицинских документов.

Расширен перечень требований, которые предъявляются к уже работающим клиникам. Тут надо остановиться на минуту и вспомнить, что большая часть руководителей, если и заглядывала в положение о лицензировании медицинской деятельности, то только в процессе получения разрешительных документов. Однако есть некоторые условия лицензионной деятельности, которые можно реализовать только в условиях работающей клиники.

Вот в них также внесены изменения, скорее даже - уточнения.

Так, если ранее говорилось только о соблюдении порядков оказания медицинской помощи, то сейчас о «соблюдении порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Кстати, пакет документов, определяющих правила исследований уже создан, последним в пакете был принят (буквально на днях) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 мая 2021 г. N 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований". Документ вступит в силу также 1 сентября.

Ранее были утверждены:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 декабря 2016 г. N 997н "Об утверждении Правил проведения функциональных исследований";

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 июня 2020 г. N 557н "Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований";

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2020 г. N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований".

Остаются неизменными следующие требования:

соблюдение правил оказания платных медицинских услуг (но есть уже проект изменений этих правил https://emoskvicheva.ru/money_money_money , ждем постановления Правительства);

соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (с 1 января 2021 года равняемся на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности").

участие в мониторинге движения лекарственных средств (требование было введено в июле 2020 года, о нем не знают те, кто давно в Положение о лицензирование не заглядывал. Тут самое время передать пламенный привет тем, что еще не подключился к ФГИС МДЛП! И тем, кто подключился, но еще не освоил правил мониторинга https://emoskvicheva.ru/korobochka.

Теперь посмотрим, что признается грубым нарушением лицензионной деятельности для клиник, которые уже получили лицензию и работают:

соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи (тут как пример «положений об организации» можно привести Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 декабря 2020 г. N 1317н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу");

соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

соблюдение правил обращения лекарственных средств и участие в мониторинге движения лекарственных препаратов.



Положение также содержит информацию о том, что установлена реестровая модель лицензирования, то есть бумажных лицензий больше выдавать не будут, все сведения - в Едином реестре лицензий на сайте Росздравнадзора.

Лицензионная деятельность будет проверяться по-прежнему в формате плановых и внеплановых проверок, однако возможны и проверки без взаимодействия, а именно проверки:

размещения в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников),

размещения информации в единой системе в соответствии со статьей 91 1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.

Об этих требованиях я писала выше.

Вот вкратце – все! Как это будет выглядеть на практике, скоро узнаем.