Как у вас с деньгами, больной?
Как встретились закон о защите прав потребителя и правила оказания платных медицинских услуг
В недрах правительства зреют новые правила оказания платных медицинских услуг.

Прежним, по которым работала эстетическая медицина, в этом году как раз восемь лет исполнилось. Пора, видимо, менять…

И перемены, которые зафиксированы в проекте постановления Правительства, связаны, в основном, с двумя тенденциями в медицине.

Первая тенденция: развитие термина «медицинская УСЛУГА», а следовательно рассмотрение всех вопросов оказания платных медицинских услуг с точки зрения закона «О защите прав потребителей».

Он, правда, тоже скоро пойдет на слом (проект изменений уже существует), но пока еще не только работает, но, как видим, и влияет на создание новых нормативных актов.

Вторая тенденция: развитие медицины в дистанционном формате.

Уже работает приказ Минздрава от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий", в котором изложены основные правила оказания услуг удаленным образом, и вот теперь есть проект, регламентирующий оказание именно платных телемедицинских услуг.

Пандемия только активизировала интерес частных клиник к телемедицинским технологиям. Правда, мало кто прочитал приказ Минздрава и выполнил все требования к оказанию услуг в дистанционном формате. Следовательно, все консультации по скайпу можно считать оказанием услуг с нарушением требований к телемедицине. Это еще пациенты тему не прочувствовали! Но не будем о грустном, вернемся к проекту постановления Правительства…

Итак, что меняется в Правилах оказания платных медицинских услуг?

Понятия «потребитель», «исполнитель» применяются в значении, установленном Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». То есть пациент полностью защищен и обладает всеми правами потребителя. Прошли те времена, когда он был не потребитель, а больной, и имел лишь зыбкое право написать о враче заметку в районную газету, вручить ему цветы и конфеты. Теперь врачи «цветы не пьют», за прием получают деньгами и должны соответствовать новым требованиям.

Как и ранее, исполнитель должен предоставить потребителю сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности. Добавляется требование сделать это, «в том числе путем предоставления доступа к общедоступной информации, содержащейся в электронных реестрах лицензий».

Как вы знаете, с 1 января 2021 года лицензии в бумажном виде не выдаются, информация хранится в Едином реестре лицензий на сайте Росздравнадзора. Если для вас это новость, то зайдите почитать вот сюда: https://emoskvicheva.ru/konec_licenzii

И вот еще нововведение: в случае временного приостановления деятельности организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей о сроках открытия.

Многие клиники использовали уже такой способ информирования своих пациентов во время пандемии. В случае принятия проекта он будет обязательным.

Расширен перечень информации, которую исполнитель обязан до заключения договора довести до сведения потребителей.

В перечень включены:

образцы договоров об оказании услуг;

требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Второе настораживает, так как непонятно, как это излагать потребителю: форма, объем информации, терминология???

Кто тут говорил, что «книга жалоб» отменена? Она еще Библию переживет!

  • «Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. При заключении договора дистанционным способом ссылка на электронную книгу отзывов и предложений (или аналогичный сервис, позволяющий оставить отзыв о качестве и безопасности предоставляемых услуг) должна доводиться до сведения потребителей таким способом, чтобы не вызвать у потребителя затруднений в ее поиске.
  • Исполнитель доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, а также сообщает потребителю почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые потребителем может быть направлена претензия.В случае если такая информация исполнителем не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
  • Потребитель вправе подать претензию исполнителю в порядке, установленном исполнителем, либо изложить претензию в книге отзывов и предложений.
  • В случае поступления претензии потребителя исполнитель направляет ему ответ в отношении заявленных требований в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», а при их отсутствии – в десятидневный срок со дня получения претензии
Ответ направляется по адресу электронной почты, указанному потребителем в претензии, а при его отсутствии – заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, который позволяет зафиксировать факт направления ответа и его получения потребителем».

Этот пассаж целиком – нововведение, оно присутствует в проекте новых правил оказания платных медицинских услуг. Большей частью оно взято из набросков в проекту нового закона о защите прав потребителей, который пока тоже где-то в законодательных недрах обретается.

К письменному тексту договора предъявляются строгие требования: текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 14 пунктов. Специально выделила, чтобы все увидели!

Подсчитываем, сколько на это уйдет бумаги и уже точно не будем составлять договор на каждую отдельно взятую услугу.

Еще новость – проект предполагает, что срок хранения исполнителем договора об оказании платных медицинских услуг не может быть менее 3 лет.

Сейчас в силе другое правило: договор об оказании платных медицинских услуг является первичным учетным документом для целей налогового и бухгалтерского учета. Налоговый кодекс определяет, что налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета. А Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит информацию о том, что первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года.

И теперь к телемедицине. Договор на оказание медицинских услуг может быть заключен посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании ознакомления потребителя с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги (дистанционный способ).

Подробно описан способ заключения договора и метод идентификации потребителя в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Вступление новых правил оказания платных медицинских услуг в силу планируется в сентябре 2021 года. К этому времени ждем также появления нового закона о защите прав потребителей.

Платная медицина чаще оперирует термином «услуга», чем термином «медицинское вмешательство». В эстетической медицине эта тенденция особенно видна. И организациям, которые работают в этой сфере здравоохранения первым придется оценить, понять и внедрить новые правила. К сентябрю…