Внедряем электронную медицинскую карту
О новом лицензионном требовании
С 1 сентября 2021 года вступают в силу новые требования к лицензионной деятельности в области медицины. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Подробно о новых требованиях можно прочитать тут: https://emoskvicheva.ru/a_and_b

Нас сегодня будет занимать следующее извлечение:

«е) размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91 1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг».

Сосредоточимся вот на этом: предоставление информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.

То есть с 1 сентября все медицинские организации всех форм собственности должны перейти на электронный документооборот.

Нельзя сказать, чтобы это было для отрасли неожиданностью.

Это же требование звучало в Постановлении Правительства РФ от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (там был указан срок подключения к сервисам ЕГИСЗ для частных медицинских организаций – 1 января 2019 года). Далее были опубликованы требования к информационным медицинским системам - Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций". И в 2020 году выходит Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов".

Следующий шаг по направлению к электронной медицинской документации сделан в августе 2021 года. Минздрав утвердил Методические рекомендации по переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов. Версия 1.0

Документ открывается списком нормативных документов, на которые может в своей работе по внедрению электронной документации опираться руководитель клиники или главный врач.

Ну и для того, чтобы не возникало в информационном поле разных толкования, сразу приведу цитату:

«Документ предназначен для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, а также иными участниками системы документооборота при переходе на ведение медицинской документации в форме электронных документов».

То есть клиникам косметологии и пластической хирургии не удастся отсидеться в стороне от общего процесса.

Основные правила перехода на электронную медицинскую документацию:

Медицинская организация самостоятельно принимает решение о полном или частичном переходе на ведение медицинской документации в форме электронных медицинских документов без дублирования на бумажных носителях, а также о сроках такого перехода, исходя из своей технической готовности.

Защита информации при ведении медицинских документов в форме электронных документов осуществляется в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и сохранении врачебной тайны.

Если пациент захочет, чтобы его карта велась на бумажном носителе, выполняем его желание, дублируя на бумагу электронную медицинскую документацию.

Используемые медицинские информационные системы должны соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минздрава России от 24 декабря 2018 г. N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций". Этот документ надо сначала прочитать руководителям, потом дать ознакомиться разработчикам той программы, на которой организация собирается работать, и проконтролировать исполнение всех требований.

Сведения о медицинской организации должны быть внесены в Федеральный реестр медицинских организаций ЕГИСЗ, сведения о медицинских работниках медицинской организации, которые формируют и подписывают электронные медицинские документы, должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников ЕГИСЗ;

Далее необходимо издать локальный акт (то есть приказ по организации) о переходе на электронный документооборот, обучить врачей работе с информационной медицинской системой и обеспечитьих квалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи.

Скорее всего, придется создавать и СОПы (стандарты операционных процедур) по следующим процессам:
- подписание электронных медицинских документов, в случае если аналогичные документы на бумажном носителе должны быть заверены печатью медицинской организации;
- оформление согласий пациента (гражданина);
- оформление, получение (выдача), отзыв и учет электронных подписей работников медицинской организации внутри медицинской организации;
- контроль за использованием средств УКЭП и проверка хранения ключей электронной подписей;
- распечатка и заверение собственноручной подписью медицинского работника электронных медицинских документов;
- преобразование медицинских документов на бумажном носителе в форму электронного документа (инструкция по оцифровке бумажных медицинских документов);
- копирование (записи) электронных медицинских документов на внешние машинные носители информации/загрузки электронных медицинских документов в МИС с внешних машинных носителей информации;
- предоставление доступа к электронным медицинским документам, копий (выписок) из электронных медицинских документов по запросам граждан и иных лиц, которым в соответствии с действующим законодательством может предоставляться доступ к медицинским документам;
- передача электронных медицинских документов в ЕГИСЗ, ГИС субъекта Российской Федерации;
- действия при нештатных ситуациях (например, отказ медицинской информационной системы, блокирование доступа к электронным медицинским документам, несанкционированное удаление или изменение электронных медицинских документов), включая порядок перехода на использование альтернативных способов обработки документов в указанных ситуациях.

Вот я сейчас пишу эти СОПы, но боюсь, что каждая организация должна будет внести поправки с учетом особенностей своей медицинской информационной системы.

Пока мало кто знает, как все это будет происходить на практике, поэтому медицинским организациях предлагается некая «дорожная карта».

Первый этап. Подготовительный:

Обеспечение работы в медицинской информационной системе организации с возможностью доступа к медицинской документации в форме электронных документов для всех врачей медицинской организации и медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи.

Поддержание в актуальном состоянии сведений о медицинской организации в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ и сведений о медицинских работниках медицинской организации в Федеральном регистре медицинских работников ЕГИСЗ.

Обеспечение соответствия медицинской информационной системы требованиям в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, установленным приказом Минздрава России от 24 декабря 2018 г. N 911н.

Обеспечение интеграции медицинской информационной системы с Федеральным реестром электронных медицинских документов (РЭМД) ЕГИСЗ.

Реализация мероприятий по безотказной работе медицинской информационной системы для исполнения требований о сроке регистрации медицинской документации в форме электронных документов в РЭМД, создание средств мониторинга факта и срока регистрации в РЭМД электронных документов. Напомню, сроки указаны в Постановлении Правительства РФ от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения": информация представляется в течение одного рабочего дня со дня установления лечащим врачом медицинской организации диагноза соответствующего заболевания или со дня получения им актуализированных данных о пациенте.

Разработка и утверждение плана перехода на ведение медицинской документации в форме электронных документов с целью отказа от дублирования на бумажных носителях, включающего:
- определение перечня форм и видов электронных медицинских документов, ведение которых осуществляется в форме электронных документов;
- определение перечня структурных подразделений (при наличии), в которых осуществляется переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов;
- определение этапов перехода на ведение медицинской документации в форме электронных документов в разрезе подразделений медицинской организации и отдельных видов медицинских документов для подразделений медицинской организации;
- подготовка регламента использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) медицинским работником.

Издание руководителем медицинской организации локального акта по переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов с определением сроков и этапов перехода, ответственных, утверждением регламента использования УКЭП медицинским работником.

Обеспечение медицинских работников сертификатами усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Обеспечение рабочих мест медработников и иных уполномоченных сотрудников средствами подписания УКЭП.

Проведение обучения медицинских работников работе с медицинской информационной системой в условиях применения УКЭП, с использованием которых формируются электронные медицинские документы.

Второй этап.

Переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов:

Обеспечение формирования электронных медицинских документов в соответствии с требованиями Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья.

Принятие и реализация организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации в информационной системе.

Реализация мероприятий по повышению отказоустойчивости системы, включающих:
- резервирование каналов связи, аппаратных и программных компонентов системы,
- резервное копирование и восстановление данных системы,
- настройку мониторинга доступности системы.

Итак, срок отмерен: первого сентября 2021 года. Ждать больше нечего. Надо делать первые шаги к цифровизации деятельности клиник эстетической медицины.