Часто ли вы читаете Кодекс об административных правонарушениях? По глазам вижу, что нет… Изменения в него вносятся регулярно, статьи меняются, формулировки уточняются и штрафы растут. Тут уж точно надо быть в курсе.
Вот две статьи Кодекса, претерпевшие изменения. Первая в 2019 году. Вторая – в 2020.А вслед за этим появляется приказ Минпромторга России от 23.12.2020 N 4608 "Об утверждении рекомендаций по оценке доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
С него, пожалуй, и начнем:
Кому Минпромторг рекомендует проводить оценку доступности для инвалидов объектов и услуг бытового обслуживания? Органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, ответственным за исполнение требований доступности для инвалидов объектов и услуг потребительского рынка, а также сотрудникам предприятий потребительского рынка.
В оценке доступности будут участвовать представители общественных объединений инвалидов.
Список проверяющих понятен?
Доступность объектов потребительского рынка Минпромторг рекомендует оценивать по шести агрегированным показателям:
1. Доступность объекта потребительского рынка для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске
2. Доступность объекта потребительского рынка для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Доступность объекта потребительского рынка для инвалидов с нарушениями слуха
4. Доступность объекта потребительского рынка для инвалидов с нарушениями зрения
5. Доступность объекта потребительского рынка для инвалидов с ментальными нарушениями
6. Доступность для инвалидов услуг, предоставляемых объектом потребительского рынка
Агрегированному показателю может быть присвоено значение "доступен" в случае, если выполнены все условия доступности.
В случае если на объекте потребительского рынка доступны входная группа, внутренние пути движения и зона целевого назначения (торговый зал, зона обслуживания), показатель оценивается как "частично доступный".
В случае если хотя бы один частный показатель критерия "частичной доступности" не выполнен, агрегированному показателю доступности рекомендуется присвоить значение "недоступен".
Оценивается:
доступность территории, прилегающей к зданию, в котором размещается объект потребительского рынка;
доступность входа на объект потребительского рынка;
возможность продвижения в залах обслуживания на объекте потребительского рынка;
возможность пользования услугами санитарно-гигиенических помещений на объекте потребительского рынка.
Для объектов бытового обслуживания существует еще такой показатель: наличие услуги по оказанию бытовых услуг на дому с приемом заказов по телефону и (или) в Интернете.
Конечно, я советую прочитать приказ Минпромторга целиком и провести самооценку, примерить все требования к своей организации.
А теперь вернемся в Кодекс об административных правонарушениях.
2019 год, поправки в статью 9.13. КоАП РФ: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
И год 2020: в статье 14.8. КоАП РФ Нарушение иных прав потребителей появляется часть 5:
« Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».
К этой части статьи есть примечание: в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
Одним словом, давайте оценим риски и еще раз вернемся к приказу Минпромторга России от 23.12.2020 N 4608 "Об утверждении рекомендаций по оценке доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания".