Вот такая история. К руководителю медицинской клиники обратилась организация, желающая купить на 2 миллиона рублей подарочных сертификатов номиналом 20 тысяч каждый. Руководитель клиники, ошалев от такого счастья, заключил договор со скидкой десять процентов на каждый сертификат и получил чистыми деньгами 1 миллион 800 тысяч рублей.
Но он не успел даже придумать, куда бы деть такие деньги, как нему потянулись люди с сертификатами в руках, желающие вернуть деньги по номиналу. Люди были с виду неприметные, но закон знали твердо и, ссылаясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", напирали на то обстоятельство, что сертификат является лишь авансом за услугу, а потребитель имеет право в любой момент расторгнуть договор, возместив затраченные на него исполнителем средства.
Руководитель хватается за соломинку и доказывает, что деньги все равно были потрачены (сертификаты выпущены в виде пластиковых карт), но что неприметные люди вежливо соглашаются вернуть пластиковую карту, так как в договоре на покупку сертификата есть пункт, что карта принадлежит клинике и возвращается в нее после оказания услуг. Берите карту, отдайте деньги по номиналу!
Это только одна история, связанная с выпуском подарочных сертификатов в салонах красоты и клиниках косметологии.
Руководителям, которые все же не отступают от идеи продавать услуги, используя подарочные сертификаты, надо знать несколько важных правил.
1. Выпуская подарочные сертификаты, надо сразу признать за покупателем право вернуть его и получить потраченные деньги. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» вернуть деньги надо в течение 10 дней.
2. Выпуская подарочные сертификаты на медицинские услуги, необходимо прописать в договоре, что, при наличии противопоказаний, предъявителю сертификата будет оказана другая услуга (при наличии показаний).
3. Если сертификат выпущен на курс услуг и, в связи с этим предполагается скидка, то она реализуется только при получении всего курса услуг. При возврате денег скидка аннулируется, и услуги рассчитываются по цене, указанной в прейскуранте.
4. Деньги, полученные за подарочный сертификат, проводятся через кассу с наименованием предмета расчета - "подарочный сертификат", а признак способа расчета - "аванс". В дальнейшем при реализации услуг в реквизите "Сумма по чеку предоплатой (зачет аванса и (или) предыдущих платежей)" указывается стоимость конкретной услуги. Десять услуг в рамках подарочного сертификата на лазерную эпиляцию – один чек «аванс», десять чеков «услуга»
5. К вопросу о предъявителе сертификата. Отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег.
Одним словом, не так выгода, как табун коней троянский.
И вот в доказательство еще две истории. Одна с плохим концом, другая с хорошим. Но все равно суеты было больше, чем прибыли.
Московский городской суд. Апелляционное определение от 6 апреля 2018 г. по делу N 33-14882/18.
Всем встать.
Садитесь. Читаем дальше.
Суть дела: Гражданка К. обратилась в суд с иском к клинике о защите прав потребителя.
Заявлении истица указала, что между ней и клиникой был заключен договор об оказании платных медицинских услуг (абонемент-сертификат на комплексное оказание платных медицинских услуг), однако платные медицинские услуги К. начали проводить без предварительного обследования, дачи добровольного информированного согласия, информации о противопоказаниях и ограничении в режиме..
Истица полагает, что ответчик нарушил ее право, как пациента, на получение информации о предоставляемых медицинских услугах.
На основании изложенного истец просила суд взыскать с ответчика уплаченную по договору сумму денежных средств в размере 119 700 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 61 000 руб.
А теперь внимание: стоимость оплаченных истцом услуг по абонементу составила 119 700 руб. Гражданка К. получила всего три процедуры, и клиника, возвращая ей деньги за остальные процедуры, рассчитала стоимость каждой из трех полученных в размере 18 900 рублей (6.300 руб. каждая, всего – три)
Но в материалах апелляции появляется прейскурант клиники, в котором стоимость процедур - 5 300, при этом представитель клиник не смог доказать, что это старый, недействующий прейскурант.
Следовательно, с пострадавшей, по ее мнению, должны были взыскать не 18 900, а 15 900.
Суд принимает решение вернуть гражданке К 4 тысячи рублей (не берите в расчет одну тольуо арифметику, тут речь идет о том, что суд учел «увеличение объема удовлетворенных исковых требований, в связи с чем штраф, взыскиваемый с ООО в пользу К. на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, рассчитан в сумме 4 000 руб».
А теперь представим, сколько денег с двух сторон было потрачено на адвокатов. Сколько бумаги! Сколько нервов!
А вот другая история. Верховный суд РФ (определение ВС РФ от 09.02.2021 N 49-КГ20-27-К6, 2-7829/19) разъяснил, когда можно не возмещать стоимость неиспользованного абонемента потребителю.
А дело было так: гражданка заключила с клиникой договор на оказание медицинских услуг. В договоре указаны наименование услуги, количество процедур, сроки оказания и стоимость (между прочим, именно этого от любого договора на оказание медицинских услуг требует пункт 17 Постановления Правительства от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
В договоре особо было указано, что при нарушении графика, стоимость пропущенных процедур не возвращается. Но пациентка оказалась дамой недисциплинированной и нарушала график. Несмотря на это, после того как срок оказания услуг истек, она потребовала расторжения договора и возврата денег.
И не получив их, обратилась в суд с требованием:
- признать недействительным условие договора о том, что нельзя восстановить пропущенные процедуры;
- взыскать с общества сумму фактически не понесенных затрат за неиспользованные услуги.
Пройдя через суды разных инстанций, дело оказалось уже на рассмотрении в Верховном суде, который (к нашему всеобщему удовлетворению) постановил, что денег клиника может не возвращать на том основании, что «часть оплаченных процедур не оказаны в срок из-за неявки потребителя, а не из-за того, что общество отказалось предоставить услугу. По истечении срока оказания услуг, указанного в договоре, обязательства сторон считаются исполненными. Договор прекращает действовать независимо от того, какой объем услуг гражданка получила».
Любые авансы приходится отрабатывать… Так лучше это делать, учитывая и законодательство, и нравы пациентов.