Сухие стрижки, опасные бритвы
и четыре с половиной метра на работника
Итак, с первого января 2021 года в России действуют новые санитарные правила для предприятий, оказывающих бытовые услуги. Вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

Это странный по своей структуре документ попытался вместить в себя требования ко всем организациям, где граждане могут получить услугу. Будете искать парикмахерские и салоны красоты, не заблудитесь, они между химчистками и прачечными, дальше только общественные туалеты.

Все правила уместились в пять страниц, для сравнения, в СанПиН 2631-10 их было тринадцать.

И что самое интересное, в преамбуле к новому документу не сказано об отмене старого, то есть СП 2.1.3678-20 в силу вступили, а СанПиН 2631-10 официально не отменили.

В подготовке новых санитарных правил для салонов красоты и парикмахерских активное участие принимала Ассоциация предприятий индустрии красоты, однако некоторые предложения профессионалов все же не вошли в утвержденную редакцию.

На самом деле изменений не так много, принципиального значения они не имеют. Однако все равно есть смысл остановится на некоторых:

«Выполнение услуг маникюра и педикюра на одном рабочем месте мастера осуществляется последовательно, с соблюдением требований настоящих правил к обработке инструмента и оборудования».

Представители индустрии красоты настаивали как раз на обратном. Клиент сейчас ценит всего две вещи в салоне красоты: качество услуги и время оказания. И если есть возможность получить одновременно несколько услуг, он только благодарен мастеру. Но Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучию человека сочла это нарушением. Клиент не может получить две услуги одновременно, только последовательно. А он ведь хочет не две, а четыре, как выясняется: маникюр, педикюр, укладку и маску на лицо, чтобы зря не пропадало!

Еще одно изменение, которое порадует адептов сухих стрижек. Сейчас это модно. Мыть голову клиент предпочитает дома.

Итак «… в парикмахерских организациях, специализирующихся на сухих стрижках без мытья волос, туалетные столики устанавливаются без раковин».

Следовательно, мойки для мытья волос в парикмахерской может и не быть.

Хорошая новость для барбершопов, который не устают внедрять бритье опасной бритвой – процедуру для настоящих дровосеков, с окантовкой бороды, с горячим компрессом на кожу и охлаждающей маской на завершение.

Опасные бритвы наконец-то нашли свое место в санитарных правилах.

«Съемные ножи электрических бритв, лезвия опасных бритв после использования должны быть обработаны дезинфицирующим веществом, в соответствии с инструкцией по применению».

Появились уточнения и для «островков». Ранее разрешалось организовывать их «в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Небольшое уточнение, и многим предприятиям придется сворачивать свою деятельность на открытом пространстве мегамолла. Вот оно: «Отдельные рабочие места для маникюра могут размещаться в помещениях общественных зданий, торговых центров, при соблюдении гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, а также при условии их оборудования системами водоснабжения, канализации и раковиной для мытья рук».

Нет у нас таких торгово-развлекательных центров, чтобы в центр зала были вынесены горячее, холодное водоснабжение и венец архитектуры – канализационная труба!

В новом документе сохранилась старая путаница с косметическими услугами, которые вновь названы косметологическими и включают татуаж, пилинг (не путать со скраб-пилингом), пирсинг.

Химический пилинг и пирсинг однозначно медицинские услуги, и без лицензии на медицинскую оказывать их нельзя. Татуаж, как летучая мышь, не причислен окончательно ни к бытовым, ни к медицинским услугам… по поводу этой услуги Минздрав и Минтруд продолжают выпускать противоречивые документы. Но это тема отдельной статьи, и я ее обязательно напишу в ближайшее время.

Новые санитарные правила запутали мастеров с алгоритмом обработки инструментов. В прежнем документе, и в Методических указаниях по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий (30 декабря 1998 г. N МУ-287-113) есть логика: сначала продезинфицировали, потом промыли, потом просушили и, при необходимости, простерилизовали.

Я обращаюсь к Методическим указаниям, поскольку инструменты для татуажа, маникюра и педикюра обрабатываются по тем же правилам, что и медицинские изделия. Это оговорено и в старых, и в новых санитарных правилах.

Новый документ меняет процессы местами: «сначала промыть в проточной воде, затем просушить и обработать дезинфицирующим средством». И что прямо так, с Аламинолом на лезвии ножниц идти к клиенту? Или, не промыв водой пинцет нести его в стерилизатор?

Но есть условия, которые упрощают работу:

«Для проведения дезинфекционных мероприятий должен быть обеспечен запас средств для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации на 3 дня». Ранее повсюду требовался месячный запас, а во время пандемии – пятидневный.

«При обнаружении вшей (педикулеза) у посетителей в процессе обслуживания необходимо прекратить манипуляцию. Инструменты и белье, использованные при обслуживании, подвергаются дезинсекции средствами от вшей (педикулицидами)». Больше не нужно цинковое ведро, в котором парикмахер должен то ли морить, то ли сжигать насекомых. Достаточно педикулезных средств. Но настораживает фраза – «прекратить манипуляцию», и что, так и отправить пациента с остриженной наполовину головой? Может разумнее было бы написать, что парикмахер перед началом услуги оценивает состояние волосистой части головы и принимает решение о том, можно ли оказать клиенту услугу? Увидел вошь – и отказал. На законном основании. Это разумнее, чем гонять бедное насекомое электробритвой по голове.

Кстати, с первого же января этого года вступили в силу новые Правила бытового обслуживания населения.

В них парикмахерским услугам отдано два абзаца. Немного. Поэтому приведу их полностью:

«При оказании парикмахерских услуг перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом или средством, используемым в качестве мыла.

При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции».

Кто видел такого парикмахера?

И в заключение коснусь еще одного документа, который определяет работу парикмахерских и салонов красоты: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"

Мы не будем на нем подробно останавливаться, нас сейчас интересует только один абзац:

«Площадь помещений для одного работника вне зависимости от вида выполняемых работ должна составлять не менее 4,5 м2».

Помним, что в 2014 году в СанПиН 2630-10 были внесены изменения, которые аннулировали требования к площадям предприятий, оказывающих бытовые услуги. Но эргономику рабочего места никто не отменял, поэтому не стоит открывать парикмахерские в тамбуре, в лифте, под лестницей в деловом центре… Не ждите, когда мастер отстрижет ухо клиенту в соседнем кресле.

А в общем, и под этими документами можно работать…