Пятый год российское здравоохранение находится в процессе перехода на электронный документооборот.
Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" определило все подсистемы, к которым надо было подключиться частным медицинским клиникам.
Я все эти годы пишу статьи, провожу вебинары, выступаю на конференциях, доказывая, что для министерства здравоохранения нет разницы в форме собственности клиники: практически все нормативно-правовые документы так или иначе относятся и к частным медицинским организациям.
При этом за пять прошедших лет мы должны были сделать всего два шага: занести информацию в Федеральный реестр медицинских организациях и зарегистрировать штат врачей и медсестер в Федеральном регистре медицинских работников.
К третьему шагу мы шли медленно. Скорость движения зависела в большей части не от руководителе клиник, а от разработчиков МИС МО (медицинских информационных систем медицинской организации). Создавая свои программы как систему управления клиникой, они развивали, совершенствовали блоки «Клиентская база», «Персонал», «Склад». Форму медицинской карты тоже создавали, но без учета требований Минздрава. И до последнего не отвечали внятно на вопрос, адаптируется ли программное обеспечение к работе с ЕГИСЗ.
Для тех руководителей, кто еще верит своим программам и их создателям, настало время сверить показания.
Берите в руки документы:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению";
Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций";
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов"
и сверяйте требования Министерства здравоохранения с возможностями медицинской информационной системы вашей клиники.
Время пришло. Приме, не вчера!
С 1 сентября 2021 года вступили в силу новые требования к лицензионной деятельности.
В постановлении Правительства от 1 июня 2021 г. N 852 прямо сказано, что медицинская организация должна «посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг».
Но когда это было, 2021 год! Нам еще дали время для того, чтобы подготовиться. Как я обычно говорила на семинарах, будет «три зеленых свистка в воздух», и отсчёт пойдет.
И он пошел.
По регионам разослано письмо Минздрава, подписанное первым заместителем министра В.А. Зеленский ( я не отвечаю за ваши неконтролируемые ассоциации????), которым нам напоминают о реализации мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» на ЕГИСЗ национального проекта «Здравоохранение».
Речь идет конкретно о частной системе здравоохранения, особо уточняется что выполнение мероприятий должно осуществляться за счет собственных источников финансирования (кто бы сомневался!).
Минздрав отмечает, что «в настоящее время доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, осуществляющих передачу структурированных электронных медицинских документов на регистрацию в Федеральный реестр электронных медицинских документов чрезвычайно низкая, что ведет к нарушению прав граждан в доступе к информации о медицинских документах, сформированных по результатам оказанных медицинских услуг в медицинских организациях частной системы здравоохранения».
В срок до 21 сентября всем частным медицинским организациям региональные систему управления здравоохранением должны были направить уведомление о подключении. И судя по шквалу ваших писем на эту тему, точно, направили.
Что пишут?
«… принять необходимые меры для организации взаимодействия с подсистемой РЭМД ЕГИСЗ».
В постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" подробно описано, что подсистема РЭМД обеспечивает:
а) получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;
б) преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам с согласия пациента (его законного представителя) доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;
в) предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
г) представление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями, в соответствии с настоящим Положением.
Взаимодействовать с ЕГИСЗ, и в частности с РЭМД можно тремя различными способами:
1. Через МИС МО (медицинскую информационную систему медицинской организации), если она адаптирована к ЕГИСЗ и аккредитована в этой системе.
2. Через иную информационную систему, которая осуществит взаимодействие вашей компьютерной программы с ЕГИСЗ (обычно называется «шина»).
3. Подключившись непосредственно к региональной медицинской информационной системе (РИС).
Третий вариант сейчас предлагают многие региональные «минздравы», понимая, что частные компьютерные программы не готовы в большинстве своем к взаимодейсвию с ЕГИСЗ в полном масштабе.
У меня на рабочем столе письма Самарского и Сахалинского министерств здравоохранения.
Самара предлагает подключиться к Единой медицинской информационно-аналитической системе Самарской области (ЕМИАС).
Сахалин - к государственной информационной системе «Медицинская информационная система «Барс».
Если вернуться к постановлению Правительства
9 февраля 2022 г. N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", мы увидим, что информация в РЭМД должна предоставляться в течение одного рабочего дня со дня формирования медицинского документа или при изменении информации о месте его хранения.
Вот…
Теперь, что надо сделать.
1. Провести решительные переговоры с разработчиками МИС МО и понять, действительно ли уже завтра можно подключиться к РЭМД. Соответствуют ли их компьютерные программы всем требованиям или работают по второму варианту – через иную информационную систему.
2. Если переговоры заходят в тупик, и вам опять вешают файлы на уши говоря, что частным клиникам не надо подключаться, не теряем времени зря, надо быстро выходить на региональные органы управления здравоохранением и спрашивать, как подключиться к РИС (региональной информационной системе).
А если ничего не делать?
А тогда отвечаем перед законом в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП:
«Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».
И местный минздрав вас в покое не оставит, так как для чиновников тоже предусмотрено наказание по статье 13.51. Нарушение порядка представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения
«1. Нарушение должностным лицом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка и сроков представления информации, предусмотренной пунктами 2 и 3 части 3 статьи 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений), в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей».
А теперь о грустном.
Все, что я написала ранее, подходит для тех клиник, которые уже имеют компьютеры в кабинетах врачей, а врачи умеют заполнять медицинскую документацию в установленном порядке и заверять ее электронной подписью.
Всем, кто этого еще не сделал, придется догонять:
Создать электронное место врача (компьютер, принтер, подключение к интернету, создание внутренней сети обмена информацией).
Выбрать МИС МО или подключиться к РИС.
Научить врачей работать, создавая электронную медицинскую документацию. Убедить врачей получить личную усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
Научить главного врача контролировать процесс создания медицинской документации в клинике и своевременную ( в течение рабочего дня) отправку ее в РЭМД.
Нам дали пять лет на осознание и подготовку, теперь началось!