Минус 15 процентов – это большой плюс!
Роспотребнадзор почти год держал интригу, сообщив, что в ночь с 31 декабря на 1 января перестанут действовать все старые санитарные правила.

Как всегда, это была не вся правда. Часть документов в самом деле была отменена, но не все… Так что еще ждем новостей от Федеральной службы.
Но что правда, то правда, 1 января были опубликованы СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».
За пару месяцев до этого появлялся проект санитарных правил, но принятый документ значительно от проекта отличается. Впрочем, нам не привыкать.

Я в праздничные дни поработала над санитарными правилами, сравнивая их с ушедшими в прошлое санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10). Делюсь с вами первыми заметками, которые касаются помещений: размеров, назначения, требований к микроклимату и освещению.

В новом документе появился вот такой пункт:
4.2.1 Размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов.

Ранее подобного требования не было, и зря. К сожалению, до сих пор проекты клиник эстетической медицины делают на коленке дилетанты, а СРО (строительные саморегулируемые организации) зарабатывают на том, что визируют эти самоделки.
Вполне возможно, что у проектировщиков есть специальное образование, и они - дипломированные дизайнеры или архитекторы. Но они не знают технологических процессов в медицине и не понимают, как идет поток пациентов. В результате процедурная для забора крови находится в глухом конце коридора, и пока медсестра принимает этот поток пациентов, шум и топот проходящих не дают работать спокойно в других кабинетах. Другая распространенная ошибка – неверное планирование операционного блока в клинике пластической хирургии. Что называется, красную черту провести негде, да и бессмысленно, потому что прямо в санпропускнике находиться дверь в помещение для хранения всех лекарственны препаратов, а значит туда-сюда из грязной зоны в чистую ходят без затруднения, и уж точно без санобработки.

Минимальные площади помещений, необходимых для работы медицинской организации в соответствии с требованиями, находятся в Приложении 1 к новым санитарным правилам.

Что изменилось? Кое-где метраж стал меньше, но не принципиально:
— Кабинет врача (фельдшера) для приема детей (без специализированных кресел, аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств) – 14 кв.м. (было 15 кв.м.).
— Кабинет врача с оборудованным рабочим местом (гинеколог, уролог, проктолог, офтальмолог, отоларинголог) - 17 кв.м. (было 18 кв.м.).
— Перевязочная - 16 кв.м. (было 18 кв.м.).

Кстати, в проекте нового Порядка помощи по косметологии сейчас присутствует некая перевязочная для проведения в ней процедур по деструкции тканей. Так что если Порядок примут в этой редакции, то руководителям стоит иметь в виду требования новых санитарных правил по метражу. Вот так один документ цепляется за другой, подтягивается третий, и мы оказываемся в сети установленных правил…

Однако новые санитарные правила содержат и утешительную информацию: площади помещений, предусмотренных в приложении №1 могут быть уменьшены в пределах 15 %!

Вот теперь не надо крутиться как уж на сковородке, если для установленного размера помещения метр-полтора не хватает!
Еще одна хорошая новость – не нормируется площадь подсобных помещений. Так и сказано:
«Площади помещений, не указанных в таблице, определяется непосредственно хозяйствующим субъектом с учетом:
— Габаритов и расстановки оборудования;
— Числа лиц, которые одновременно могут находиться в помещении;
— Последовательности технологических процессов;
— Расстояний, обеспечивающих расстановку оборудования, а также передвижение работников и пациентов».

Помните, с каким подавленным чувством читали мы ранее в СанПиН 2630-10 про четыре квадратных метра на каждый чих? Под грязное белье и под чистое белье- отдельно. Под медицинские отходы и хранение дезинфицирующих средств - отдельно, под склад препаратов - отдельно и венец всему: – комната уборочного инвентаря, КУИ. А теперь? Все по-прежнему отдельно, но размеры помещения (шкафа, отсека) не нормированы. Уже лучше, не так ли?

Теперь про освещение медицинских организаций.

Есть хорошие новости:
Без естественного освещения возможно организовывать кабинеты консультативного приема врачей, при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением.

И полностью на искусственном освещении могут быть помещения медицинской организации, расположенных в торгово-развлекательных комплексах, общей площадью не более 100 кв.м.
Вот сейчас, когда светает в девять утра, а темнеет в четыре после полудня, смысл естественного освещения скорее ритуальный, чем действенный. Пишу эту статью в 17 часов. При лампе. За окном сгущаются сумерки.

Итак, выйти из сумрака могут те медицинские центры, если получили медицинские лицензии (как, не спрашивайте!) в торговых и бизнес-центрах, которые сконструированы из слепых стен без окон… Однако, прежде чем перестать бояться проверки и развернуть плечи, все-таки пройдитесь с рулеткой по помещению, посмотрите, не выходит ли ваш метраж за ограничительные показатели – сто квадратных метров.