Напишите свой вопрос
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Москвичева Елена Васильевна
Телефон: +7 916 670-3895
Эл. почта: evm955@gmail.com
Клинические рекомендации
Когда, как, зачем?
Начну от скучного. С 1 января 2022 года в России медицинская помощь должна осуществляться на основе клинических рекомендаций. Это положение статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Впрочем, нормативный фундамент под это событие создавался гораздо ранее. Так, например, в приказе Минздрава России от 28.02.2019 N 103н "Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации" сказано, что следование клиническим рекомендациям становится критерием качества медицинской помощи (остальные критерии, как помните, перечислены в приказе Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи").

В прошлом году Министерства здравоохранения РФ опубликовало письмо от 20 мая 2021 г. N 17-4/И/1-7530 которым просит обеспечить готовность медицинских организаций субъектов Российской Федерации к переходу на работу в соответствии с клиническими рекомендациями с 1 января 2022 года, включая подготовку материально-технической базы медицинских организаций и их кадровое обеспечение.

Далее, поскольку к 1 января 2022 года клинические рекомендации по всем нозологиям, указанным в МКБ-10, еще не были готовы, Правительство растягивает сроки завершения процесса перехода на новый формат работы медицинских организаций:

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2021 г. N 1968 утверждены Правила поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций.

  • клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 сентября 2021 г., применяются с 1 января 2022 г.;
  • клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 1 июня 2022 г., применяются с 1 января 2023 г.;
  • клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте после 1 июня 2022 г., применяются с 1 января 2024 г.

Увидеть утвержденные клинические рекомендации можно в Рубрикаторе Минздрава, пройдя по ссылке http://cr.rosminzdrav.ru

Итак, процесс запущен и медицинские организации частной системы здравоохранения, в том числе клиники эстетической медицины уже должны следовать клиническим рекомендациям, поскольку, кроме основных видов деятельности (пластической хирургии и косметологии), в лицензии указаны и другие. Например, дерматовенерология, анестезиология и реаниматология, эндокринология...

По дерматовенерологии отдельные рекомендации уже утверждены и значатся в Рубрикаторе Минздрава, свод остальных можно увидеть на сайте Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии России https://www.cnikvi.ru/docs/clinic_recs/klinicheskie-rekomendatsii-2019-2020/

Там же публикуются и проекты клинических рекомендаций по косметологии.

Как только они будут утверждены, врачи-косметологи должны будут следовать новому принципу оказания медицинской помощи. Тогда ни авторская методика, ни личный опыт, ни, тем более, офф-лейбл не могут быть применимы в практике врача…

Кстати, в проекте Правил оказания платных медицинских услуг, разработанном Минздравом, также говорится о том, что до сведения потребителя надо будет довести клинические рекомендации, с учетом и на основании которых оказываются медицинские услуги. И это, согласитесь, новая форма контроля пациента за ходом лечения.

И вот теперь о главном. Как внедрять внедрять клинические рекомендации в клинике? Определим пошагово.

Шаг первый: издать приказ о подготовке к переходу на оказание медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями. Это не просто бюрократический эпизод управления, а план, которым определяются этапы внедрения.

Шаг второй. Назначить ответственное лицо, вменить в обязанность контроль за выходом клинических рекомендаций и внедрение их в практику медицинской организации. И это, естественно, главный врач клиники.

Шаг третий. Утвержденные клинические рекомендации обсудить (и делать это регулярно, по мере выхода новых) на заседании комиссии по внутреннему контролю качества медицинской помощи (в соответствии с приказом Минздрава от 31 июля 2020 г. N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" комиссия в 2021 году должны уже быть создана и план проверок на текущий год утвержден руководителем медицинской организации).

Шаг четвертый. Оценить готовность материально-технической базы клиники к работе по клиническим рекомендациям. Очень важный этап, поскольку рекомендации включают в себя, в том числе, перечень необходимого оборудования для диагностики и лечения конкретных нозологий.

Вот, к примеру, проект клинических рекомендаций по Старческой атрофии (вялости) кожи (код по МКБ - L57.4). При диагностике заболевания необходимо провести:

- профилометрию с целью создания 3D рельефа для исследования морщин и микроструктур путем анализа изображения кожи;

- мексаметрию с целью оценки степени активности в исследуемом участке кожи;

- вапометрию для определения трансэпидермальной потери воды;

- конфокальную лазерную сканирующую микроскопию для раннего обнаружения специфических признаков старения кожи.

Вопросы: есть ли в клинике оборудование для проведения этих исследований? Владеют ли врачи этими методами диагностики?

Шаг пятый. Провести анализ прейскуранта клиники. Оценить перечень услуг с точки зрения материального оснащения каждой в отдельности. И это закономерно – клиника не сможет оказывать услугу, если не обеспечена материальная база, в которую войдут оборудование (лечебное и диагностическое), препараты и расходные материалы.

Шаг шестой. Составить бюджет на внедрение услуг в практику клиники. Посмотреть на каждую услугу по-новому. Идти не от востребованности и маржинальности, а от материальной оснащенности. Оценить, чего не хватает для качественного оказания услуги (помним, что следование клиническим рекомендациям становится критерием качества и безопасности медицинской помощи).

Шаг седьмой. В вот теперь оцениваем услуги по востребованности и маржинальности, чтобы определить, какие из них будем обеспечивать материальным фундаментов в первую очередь.

Шаг восьмой. Проводим внутреннее обучение врачей в соответствии с клиническими рекомендациями: создаем алгоритм приема, внедряем утвержденные методики диагностики, лечения, реабилитации, учим вести медицинскую документацию, используя утвержденную терминологию.

И все это не завтра и даже не сегодня. Это надо было сделать вчера, потому что с того момента, как клиническая рекомендация появляется в Рубрикаторе Минздрава врач должен будет оказывать медицинскую помощь строго по схеме. Знает ли он об этом, имеет ли материальные возможности?

И в заключение. В проекте поправок к Кодексу об административных нарушениях есть и такая:

Статья 635. Невыполнение обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи

Невыполнение медицинской организацией обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлению медицинской деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи; по оснащению медицинской организации в соответствии со стандартами оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, предусмотренными порядками оказания медицинской помощи; по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; по созданию, развитию и эксплуатации медицинских информационных систем медицинских организаций; по созданию условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.